Ни для кого ни секрет, что желание дать хорошее языковое образование своим детям перестаёт быть данью моде и
отличительной чертой успешности, а всё чаще вызвано насущными потребностями современной личности.
Тема языкового образования звучит всё чаще со страниц газет и экранов телевизоров, а проблема итоговой аттестации
или финального контроля (ЕГЭ) вообще является, наверное, самой острообсуждаемой и вместе с тем спорной темой,
волнующей не только деятелей системы образования, но и российское общество в целом. Но на передний план всё чаще
выходят не вопросы, связанные с оптимизацией тех или иных аспектов данной проблемы, а вопросы, имеющие зачастую
скандальный, политический, а не образовательный характер.
Именно поэтому всё раньше родители озадачиваются вопросами, связанными с получением максимально объективной
оценки знаний своих детей, и, зачастую не владея иностранным языком или не имея возможности объективно оценить
уровень владения иностранным языком у своих детей, часто обращаются к специалистам, как отечественным, так и
зарубежным. “Когда лучше начинать подготовку к ЕГЭ?” один из самых часто задаваемых вопросов, адресуемых учителям, как
средних школ, так и учреждений дополнительного языкового образования. По своей распространённости он может сравниться
разве что с вопросом “Когда нужно начинать изучать иностранный язык?”. Оба эти вопроса, на первый взгляд имеющие
отдалённое отношение друг к другу, на самом деле имеют очень много общего.
Несмотря на то, что введение ЕГЭ началось не вчера и дебаты на эту тему ведутся уже очень продолжительное время,
для многих учеников и учителей итоговая аттестация до сих пор является неожиданным стрессовым событием с
непредсказуемым финалом!
Безусловно, экзамен - это стресс. Для того чтобы минимизировать этот негативный эффект, необходимо:
• заранее иметь полное представление о том, что будет проверяться и как это будет оцениваться;
• начинать подготовку к итоговой аттестации заблаговременно (уже в начальной школе);
• сделать тест нормой, обыденной, хорошо знакомой на уроке процедурой.
И если по вопросам ЕГЭ и ГИА есть уже много открытой информации, начиная со спецификации, кодификатора и
демо-версий экзамена и кончая сериями различных учебных пособий, то для начальной школы модель итоговой аттестации
остаётся пока относительно закрытой книгой, поскольку информация по итоговому контролю для начальной школы
представлена в нормативных документах Министерства образования и науки РФ в общем виде. И на федеральном уровне
пока не существует единой, обязательной и унифицированной модели аттестации.
До недавнего времени не существовало и учебных пособий по подготовке учащихся к данному итоговому испытанию.
Вместе с тем разработка таких документов и самих тестов требует определенной методической, тестологической и
лингвистической подготовки. Трудно ожидать, что районный методист или даже группа блестящих учителей-практиков сможет
разработать модель такой аттестации, не имея готового образца.
Понимая это и ощущая острую практическую необходимость в четких инструкциях по структуре и содержанию итогового
контроля за курс начальной школы по английскому языку, группа методистов и учителей-практиков под общим руководством
д.п.н., профессора МГУ и руководителя рабочей группы разработчиков КИМ ЕГЭ Е.Н. Солововой, разработала модель
аттестации учащихся начальной школы. Эта модель была апробирована в различных школах Москвы, Зеленограда, а также в
различных регионах Российской Федерации. Рецензентом данной серии является К.С. Махмурян, д.п.н. профессор, зав.
кафедрой иностранных языков МИОО. Её советы, рекомендации, а также отзывы учителей-практиков помогли в доработке
тестовых материалов и привели к созданию тематических тестовых пособий.
Данная серия учебных пособий предлагает вашему вниманию новую модель итоговой аттестации за курс начальной
школы по английскому языку. Вся серия учебных пособий создана с учётом требований программных документов нового
поколения, в частности ФГОС1, “Примерных программ начального общего образования”2 и “Планируемых результатов
начального общего образования”3.
Особенностью серии является попытка соединить в модели итоговой аттестации требования федерального
государственного образовательного стандарта и формата международных кембриджских экзаменов по английскому языку для
детей младшего школьного возраста: Starters, Movers, Flyers.
Кому предназначена данная серия?
1. Учителям английского языка, работающим в начальной школе.
2. Ученикам, изучающим английский язык в начальной школе, и их родителям.
3. Методистам и администрации школ, заинтересованным в объективном и независимом контроле уровня
коммуникативных навыков и умений учащихся по английскому языку, определения их соответствия требованиям ФГОС для
начальной школы.
Цель серии:
1. Помочь ученикам подготовиться к итоговой аттестации по английскому языку за курс начальной школы, а также
предоставить возможность дополнительной тренировки в формате экзаменов для детей младшего школьного возраста.
2. Определить степень готовности учащихся к итоговой аттестации за курс английского языка в начальной школе.
3. Предложить готовую модель объективной итоговой аттестации по английскому языку и набор тематических тестовых
заданий. Школы могут комбинировать предлагаемые в серии тематические тесты и отдельные задания, создавать на их
основе свои школьные тесты, сохраняя объективность оценивания и общую логику итоговой аттестации.
ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ ПРЕДЛАГАЕТСЯ:
Книга №1 Итоговая аттестация “Базовый уровень” предназначена для общеобразовательных школ и интегрирует в себе
несколько тематических разделов. К пособию прилагается аудио CD, с записями всех заданий по аудированию (начитаны
носителями языка). Книга состоит из:
• вводного теста Базового уровня, предназначенного для учащихся общеобразовательных школ;
• тренировочных упражнений (27 дополнительных упражнений на чтение, письмо, аудирование и говорение) (см. рис.1
на стр.19);
• итогового теста Базового уровня;
• текстов аудиозаписей;
• справочного материала для учащихся, учителей и родителей;
• приложений (ответов к тестам и тренировочным упражнениям). Приложение с ответами составлено таким образом, что
представляет собой ещё одно полноценное пособие, но уже со вставленными ответами и заполненными пропусками;
• аудио CD.
Книга №2 Итоговая аттестация “Продвинутый уровень” также интегрирует в себе несколько тематических разделов и
предназначена для общеобразовательных школ, лицейских и гимназических классов с расширенной программой по изучению
иностранных языков. К пособию прилагается аудио CD, с записями всех заданий по аудированию (начитаны носителями
языка). Книга состоит из:
• вводного теста Продвинутого уровня;
• тренировочных упражнений (43 дополнительных упражнений на чтение, письмо, аудирование и говорение) (см. рис.2);
• итогового тесто Продвинутого уровня;
• текстов аудиозаписей;
• справочного материала для учащихся, учителей и родителей;
• приложений (ответов к тестам и тренировочным упражнениям). Приложение с ответами составлено таким образом, что
представляет собой, ещё одно полноценное пособие, но уже со вставленными ответами и заполненными пропусками;
• аудио CD.
Книга №3 Итоговая аттестация “Мир вокруг меня” основана на контроле умений общения в рамках следующей
проблематики: Дом (квартира комната, мебель). Природа (времена года, погода). Дикие и домашние животные. (см. рис.З)
Книга №4 Итоговая аттестация “Россия и страны изучаемого языка” контролирует сформированность элементарной
коммуникативной компетенции согласно требованиям программных документов в рамках тематического раздела
“Страна/страны изучаемого языка и родная страна”, (см. рис.4)
Книга №5 Итоговая аттестация “Я и моя семья” основана на следующей проблематике общения: Члены семьи (их
имена, возраст, внешность, черты характера, увлечения/хобби). Мой день (распорядок дня, домашние обязанности).
Семейные праздники. Покупки в магазине (одежда, обувь, основные продукты питания, любимая еда).
Книга №6 Итоговая аттестация “Моя школа” проверяет коммуникативные умения в пределах учебно-познавательной
сферы общения и затрагивает темы: Учебные предметы (уроки, учебные занятия). Классная комната (школьные
принадлежности).
Все тематические пособия включают:
• структуру тестов и критерии оценивания разных типов заданий в устной и письменной части работы;
• 5 тестов, направленных на контроль освоения тематического блока;
• аудио CD (с записями всех заданий по аудированию, начитанных носителями языка);
• тексты аудиозаписей;
• пояснительную записку (с рекомендациями для родителей);
• ответы к тестам (приложение с ответами располагается в середине учебного пособия, что позволяет с лёгкостью их
удалить, не повреждая книгу) ключи в точности повторяют учебное пособие, но уже со вставленными ответами и
заполненными пропусками.
Хочется надеяться, что выполнение тестов и тренировочных заданий, представленных в учебных пособиях повышенного
уровня, позволит ученикам без дополнительных материальных и физических затрат успешно справиться не только с
российскими экзаменами за курс начальной школы, но и с международными экзаменами Starters, Movers, Flyes и т.д. Что
касается учеников общеобразовательных школ, то успешное выполнение тестов и тренировочных заданий базового уровня
гарантирует, что требования ФГОС выполнены, независимо от того, по какому учебнику занимались учащиеся. Наличие
ответов и текстов аудиозаписей позволяет использовать любое пособие этой серии не только в классе, но и дома.
Приложение с ответами предваряет пояснительная записка для родителей, содержащая рекомендации по работе с пособием.
Возможность заранее оценить готовность ребёнка к успешной сдаче экзамена в целом и на уровне выполнения отдельных
заданий по аудированию и говорению является отличительной чертой данной серии.
Если ученики не выполняют предложенные тесты или выполняют их менее, чем на 60% - это повод для серьёзного
беспокойства для родителей, учителей и администрации школ, отвечающей за качество языковой подготовки учащихся
начальной школы.
Чем больше ученик знает об экзамене и чем раньше начнёт готовиться к нему, тем легче и успешнее
пройдёт экзамен!
1. Федеральный государственный образовательный стандарт.
2. Примерные программы начального общего образования-М.: Просвещение, 2010.
3. Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др. «Планируемые результаты начального общего образования» - М.: Просвещение, 2009.
Журнал “Английский язык”
издательского дома “Первое сентября”
№ 14/2011
© 2015 Центр Елены Солововой