Ни для кого ни секрет, что желание дать хорошее языковое образование своим детям перестаёт быть данью моде и отличительной чертой успешности, а всё чаще вызвано насущными потребностями современной личности. Тема языкового образования звучит всё чаще со страниц газет и экранов телевизоров, а проблема итоговой аттестации или финального контроля (ЕГЭ) вообще является, наверное, самой острообсуждаемой и вместе с тем спорной темой, волнующей не только деятелей системы образования, но и российское общество в целом. Но на передний план всё чаще выходят не вопросы, связанные с оптимизацией тех или иных аспектов данной проблемы, а вопросы, имеющие зачастую скандальный, политический, а не образовательный характер. Именно поэтому всё раньше родители озадачиваются вопросами, связанными с получением максимально объективной оценки знаний своих детей, и, зачастую не владея иностранным языком или не имея возможности объективно оценить уровень владения иностранным языком у своих детей, часто обращаются к специалистам, как отечественным, так и зарубежным. “Когда лучше начинать подготовку к ЕГЭ?” один из самых часто задаваемых вопросов, адресуемых учителям, как средних школ, так и учреждений дополнительного языкового образования. По своей распространённости он может сравниться разве что с вопросом “Когда нужно начинать изучать иностранный язык?”. Оба эти вопроса, на первый взгляд имеющие отдалённое отношение друг к другу, на самом деле имеют очень много общего. Несмотря на то, что введение ЕГЭ началось не вчера и дебаты на эту тему ведутся уже очень продолжительное время, для многих учеников и учителей итоговая аттестация до сих пор является неожиданным стрессовым событием с непредсказуемым финалом!  Безусловно, экзамен - это стресс. Для того чтобы минимизировать этот негативный эффект, необходимо:  • заранее иметь полное представление о том, что будет проверяться и как это будет оцениваться;  • начинать подготовку к итоговой аттестации заблаговременно (уже в начальной школе);  • сделать тест нормой, обыденной, хорошо знакомой на уроке процедурой.   И  если по вопросам ЕГЭ и ГИА есть уже много открытой информации, начиная со спецификации, кодификатора и демо-версий экзамена и кончая сериями различных учебных пособий, то для начальной школы модель итоговой аттестации остаётся пока относительно закрытой книгой, поскольку информация по итоговому контролю для начальной школы представлена в нормативных документах Министерства образования и науки РФ в общем виде. И на федеральном уровне пока не существует единой, обязательной и унифицированной модели аттестации.  До недавнего времени не существовало и учебных пособий по подготовке учащихся к данному итоговому испытанию. Вместе с тем разработка таких документов и самих тестов требует определенной методической, тестологической и лингвистической подготовки. Трудно ожидать, что районный методист или даже группа блестящих учителей-практиков сможет разработать модель такой аттестации, не имея готового образца. Понимая это и ощущая острую практическую необходимость в четких инструкциях по структуре и содержанию итогового контроля за курс начальной школы по английскому языку, группа методистов и учителей-практиков под общим руководством д.п.н., профессора МГУ и руководителя рабочей группы разработчиков КИМ ЕГЭ Е.Н. Солововой, разработала модель аттестации учащихся начальной школы. Эта модель была апробирована в различных школах Москвы, Зеленограда, а также в различных регионах Российской Федерации. Рецензентом данной серии является К.С. Махмурян, д.п.н. профессор, зав. кафедрой иностранных языков МИОО. Её советы, рекомендации, а также отзывы учителей-практиков помогли в доработке тестовых материалов и привели к созданию тематических тестовых пособий. Данная серия учебных пособий предлагает вашему вниманию новую модель итоговой аттестации за курс начальной школы по английскому языку. Вся серия учебных пособий создана с учётом требований программных документов нового поколения, в частности ФГОС1, “Примерных программ начального общего образования”2 и “Планируемых результатов начального общего образования”3. Особенностью серии является попытка соединить в модели итоговой аттестации требования федерального государственного образовательного стандарта и формата международных кембриджских экзаменов по английскому языку для детей младшего школьного возраста: Starters, Movers, Flyers. Кому предназначена данная серия? 1.   Учителям английского языка, работающим в начальной школе. 2.   Ученикам, изучающим английский язык в начальной школе, и их родителям. 3. Методистам и администрации школ, заинтересованным в объективном и независимом контроле уровня коммуникативных навыков и умений учащихся по английскому языку, определения их соответствия требованиям ФГОС для начальной школы. Цель серии: 1.  Помочь ученикам подготовиться к итоговой аттестации по английскому языку за курс начальной школы, а также предоставить возможность дополнительной тренировки в формате экзаменов для детей младшего школьного возраста. 2.  Определить степень готовности учащихся к итоговой аттестации за курс английского языка в начальной школе. 3.  Предложить готовую модель объективной итоговой аттестации по английскому языку и набор тематических тестовых заданий. Школы могут комбинировать предлагаемые в серии тематические тесты и отдельные задания, создавать на их основе свои школьные тесты, сохраняя объективность оценивания и общую логику итоговой аттестации. ВАШЕМУ ВНИМАНИЮ ПРЕДЛАГАЕТСЯ: Книга №1 Итоговая аттестация “Базовый уровень” предназначена для общеобразовательных школ и интегрирует в себе несколько тематических разделов. К пособию прилагается аудио CD, с записями всех заданий по аудированию (начитаны носителями языка). Книга состоит из: • вводного теста Базового уровня, предназначенного для учащихся общеобразовательных школ; • тренировочных упражнений (27 дополнительных упражнений на чтение, письмо, аудирование и говорение) (см. рис.1 на стр.19);  • итогового теста Базового уровня; • текстов аудиозаписей; • справочного материала для учащихся, учителей и родителей; • приложений (ответов к тестам и тренировочным упражнениям). Приложение с ответами составлено таким образом, что представляет собой ещё одно полноценное пособие, но уже со вставленными ответами и заполненными пропусками; • аудио CD. Книга №2 Итоговая аттестация “Продвинутый уровень” также интегрирует в себе несколько тематических разделов и предназначена для общеобразовательных школ, лицейских и гимназических классов с расширенной программой по изучению иностранных языков. К пособию прилагается аудио CD, с записями всех заданий по аудированию (начитаны носителями языка). Книга состоит из: • вводного теста Продвинутого уровня; • тренировочных упражнений (43 дополнительных упражнений на чтение, письмо, аудирование и говорение) (см. рис.2); • итогового тесто Продвинутого уровня; • текстов аудиозаписей; • справочного материала для учащихся, учителей и родителей; • приложений (ответов к тестам и тренировочным упражнениям). Приложение с ответами составлено таким образом, что представляет собой, ещё одно полноценное пособие, но уже со вставленными ответами и заполненными пропусками; • аудио CD. Книга №3 Итоговая аттестация “Мир вокруг меня” основана на контроле умений общения в рамках следующей проблематики: Дом (квартира комната, мебель). Природа (времена года, погода). Дикие и домашние животные. (см. рис.З) Книга №4 Итоговая аттестация “Россия и страны изучаемого языка” контролирует сформированность элементарной коммуникативной компетенции согласно требованиям программных документов в рамках тематического раздела “Страна/страны изучаемого языка и родная страна”, (см. рис.4) Книга №5 Итоговая аттестация “Я и моя семья” основана на следующей проблематике общения: Члены семьи (их имена, возраст, внешность, черты характера, увлечения/хобби). Мой день (распорядок дня, домашние обязанности). Семейные праздники. Покупки в магазине (одежда, обувь, основные продукты питания, любимая еда). Книга №6 Итоговая аттестация “Моя школа” проверяет коммуникативные умения в пределах учебно-познавательной сферы общения и затрагивает темы: Учебные предметы (уроки, учебные занятия). Классная комната (школьные принадлежности). Все тематические пособия включают: • структуру тестов и критерии оценивания разных типов заданий в устной и письменной части работы; • 5 тестов, направленных на контроль освоения тематического блока; • аудио CD (с записями всех заданий по аудированию, начитанных носителями языка); • тексты аудиозаписей; • пояснительную записку (с рекомендациями для родителей); • ответы к тестам (приложение с ответами располагается в середине учебного пособия, что позволяет с лёгкостью их удалить, не повреждая книгу) ключи в точности повторяют учебное пособие, но уже со вставленными ответами и заполненными пропусками. Хочется надеяться, что выполнение тестов и тренировочных заданий, представленных в учебных пособиях повышенного уровня, позволит ученикам без дополнительных материальных и физических затрат успешно справиться не только с российскими экзаменами за курс начальной школы, но и с международными экзаменами Starters, Movers, Flyes и т.д. Что касается учеников общеобразовательных школ, то успешное выполнение тестов и тренировочных заданий базового уровня гарантирует, что требования ФГОС выполнены, независимо от того, по какому учебнику занимались учащиеся. Наличие ответов и текстов аудиозаписей позволяет использовать любое пособие этой серии не только в классе, но и дома. Приложение с ответами предваряет пояснительная записка для родителей, содержащая рекомендации по работе с пособием. Возможность заранее оценить готовность ребёнка к успешной сдаче экзамена в целом и на уровне выполнения отдельных заданий по аудированию и говорению является отличительной чертой данной серии. Если ученики не выполняют предложенные тесты или выполняют их менее, чем на 60% - это повод для серьёзного беспокойства для родителей, учителей и администрации школ, отвечающей за качество языковой подготовки учащихся начальной школы. Чем больше ученик знает об экзамене и чем раньше начнёт готовиться к нему, тем легче и успешнее пройдёт экзамен! 1. Федеральный государственный образовательный стандарт. 2. Примерные программы начального общего образования-М.: Просвещение, 2010. 3. Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др. «Планируемые результаты начального общего образования» - М.: Просвещение, 2009.
Журнал “Английский язык” издательского дома “Первое сентября” № 14/2011
© 2015 Центр Елены Солововой
Итоговая аттестация за курс начальной и основной школы. Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ. Итоговая аттестация за курс начальной и основной школы. Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ.